Александр Криворучко (a_kriwor) wrote,
Александр Криворучко
a_kriwor

Отчет двадцать девятый- Стамбул – город контрастов!

Я так и не прослушал знаменитую лекцию Семена Семеновича Горбункова на эту тему и, поэтому, не знал, что меня ждет в Стамбуле.
В Турцию отдыхать я принципиально не хочу, но Стамбул увидеть собирался давно. Еще в 1996 я собирался в круиз по Средиземному морю с заходом на два дня в Стамбул, но по вине турфирмы круиз сорвался. Турфирме это обошлось очень дорого, но Стамбула я так и не увидел. Поэтому когда выгоднейший из путей авиагеографии был проложен через Стамбул- я решил, что это кисмет.

В Стамбул мы прибыли с 15-ти минутным опозданием из-за сильного встречного ветра, дувшего всю одиннадцатичасовую дорогу. Но на Востоке торопиться не принято.
Пограничник и таможенник лениво махнули на нас руками и мы отправились к камере хранения, бросили чемодан и приступили к покорению города только с легким рюкзачком.
Сначала отправились к автомату по продаже стамбульского проездного, который очень выгоден при поезке, но продается только в определенных точках. К счастью в аэропорту Ататюрк такая есть, а вот во втором Стамбульском аэропорту ее нет. Залоговая стоимость проездного составляет 10 турлир и, говорят, ее где-то можно получить обратно, но никто не знает где. Поэтому россияне просто стоят при вылете у автомата и продают его нуждающимся за те же 10 лир. Мне тоже продал отлетающий и, заодно, научил как им правильно пользоваться.
Поехали на общественном транспорте- все, кроме автобуса у них считается метро- и подземное, и трамвай и даже фуникулеры. Доехали быстро- с одной пересадкой из метро на трамвай, с выходом метро, расположенным прямо на трамвайной остановке. Как я расскажу позже- это был единственный на весь Стамбул такой выход.

Отступление первое- буферное
[Spoiler (click to open)]
Стамбул – замечательное место для адаптации при перемещении из цивилизованной стран в Россию. Я сами в 1991 году получил конкретный удар по психике, вернувшись из США в Россию, видел как такой удар получила в 1995 моя жена, тоже вернувшаяся из поездки в США и неоднократно видел такое же проявление чувств у моих вменяемых друзей, первый раз выехавших в цивилизацию.
Поэтому, отвыкнуть от порядка и чистоты, вежливости и спокойствия, здравого смысла и прочих принятых в цивилизации вещей, но еще не до таких величин, как в РФ – можно в Стамбуле.
Здесь не обращают внимание на зебры и светофоры, муэдзин в «светской» Турции в пять утра спокойно будит весь район через громкоговоритель, пересадкой с одной линии транспорта на другую считается переход по 4 улицам длиной около километра, и еще много мелких вещей, которые позволят привыкнуть к будущей Российской действительности.

Кинули рюкзачок в гостинице, расположенной прямо в центр исторического города и отправились просто смотреть город- пока без захода внутрь достопримечательностей.
Сначала отправились к Мраморному морю у входа в Босфор.

Там резвилась стая дельфинов. Видео снял, но видно погано- поэтому выкладывать сюда не стал. Смотрели не отрываясь, потом пошли по берегу дальше- к заливу «Золотой рог» по улице Кеннеди вдоль стены старой Византии.

Народу там ходит мало, зато можно увидеть памятник неизвестно кому, стоящий задом к проспекту и лицом к многолетнему забору, ограждающему порт. Надписи на памятнике нет, если не считать чего-то выцарапанного на месте, где когда-то была табличка. Но памятник не убрали- кто знает- куда качнется маятник власти?

С горки должен был бы открываться отличный вид на старый город, но он полностью закрывается огромным количеством флагов правящей ткрецкой партии. Пожалуй здесь они даже ЕдРо перещеголяли.

Прогулялись по Галатскому мосту, полюбовались вилами на прибрежную часть старого города, пообедали в ресторане Odessa, где напугали персонал, отказавшись от бесплатных фруктов и чая, посетили Гранд Базар – огромное крытое здание с многочисленными ответвлениями и проходами, в котором продавцы продают друг-другу и дурным туристам китайские товары с местной этикеткой, и пешечком вернулись в отель. По дороге наблюдали огромное количество соковыжимающих лавочек, но совершенно отсутствовали магазины, где мы могли бы накупить себе фруктов на ранний ужин. Долго блуждали по улочкам около отеля и в глубине сибирских руд лабиринта улочек нашли магазин, затарились греческой клубникой и египетскими апельсинами, быстро их съели и немедленно заснули после 40 часового бодрствования до 5 часов утра.

В пять утра кто-то поставил муэдзина на побудку и на этом сладкий сон окончился.
Бросили шмотки в отеле и начали культурную программу.
Голубая мечеть, Святая София, гарем султана Сулеймана- сакральные места, где обязан отметиться всякий турист были расположены около отеля, так что мы их успели осмотреть до обеда

Вместо обеда купили по действительно вкусному турецкому бублику с тмином, сели на катер и отправились в двухчасовый круиз по Босфору- смотреть берега, мосты и семибашенный замок

Потом отправились на смотровую площадку Сапфир- встречать закат и фотографировать ночной Стамбул. Станция метро, чтобы туда доехать, расположена прямо на середине моста через Золотой рог.

Поднялись на небоскреб и взвыли- с него совершенно не видно старый город- только мелкие домишки Галаты и небоскребы. К тому же мешает солнце и отражение в грязных окнах. Но, деваться нам некуда- мы здесь рассчитывали сидеть до темноты, т.к. наш самолет в 1.55 утра.

Пока сидели и ели мороженное я обратил внимание на надпись на одной из сторон обзорной площадки

Как то в одном пункте (кто заметит в каком?) она мало соответствует географической реальности. Сразу видно- турецкой загадочной восточной душе несколько сотен километров тудым-сюдым не жаль.

Потом пошли смотреть потрясающий фильм в 4D. Потрясающий в прямом смысле слова- ты сидишь в кресле и его трясет и наклоняет в разные стороны, как будто ты пилот, летящий в вертолете над Стамбулом. Так же разбрызгивается вода и тебя снизу что-то шлепает- типа касаешься волн. Только кино, которое должно было бы быть трехмерным (соответствующие очки выданы) демонстрируется на плохо отлаженной аппаратуре, так что эффекта трехмерности нет и даже надписи прочитать нельзя- двоятся. Мы в Австралии видели подобный - там действительно полный эффект трехмерности, а тут жалкое ничтожное зрелище. Но ведь никто об этом не знает- поэтому никто аппаратуру не регулирует.

Поснимали закат и ночной Стамбул. Уже неплохо и, даже отсветы в окнах не мешают, а создают различные неожиданные световые эффекты. Но, никакого сравнения с ночным Сеулом.

Все фото, сделанные в Стамбуле – тут

Потом отправились за вещами в гостиницу- с одной пересадкой с метро на трамвай. На плане обозначена пересадочная станция. Вышли из метро и не смогли найти трамвайную остановку. Оказалось, что до нее надо идти около километра по четырем улицам, причем нет ни единого указателя- куда. Спас навигатор, на котором были обозначены станции. Сразу видно- турецкой загадочной восточной душе километр тудым-сюдым не жаль.

Взяли шмотки в гостинице и отправились в аэропорт. Трамвайную линию нужная нам линия метро пересекает в двух местах и на схеме обозначены две пересадочные станции. Когда мы ехали в отель, мы пересели на ближайшей к аэропорту и потом ехали 16 остановок на трамвае. Т.к. из-за этих сегодняшних блужданий запас времени был исчерпан, то я решил пересесть в метро на ближайшей к отелю- все таки метро идет быстрее чем трамвай.
Опять та же картина- выходим из трамвая, а метро нет. Ну, мы уже понимали в чем дело- кругом ни одного указателя, где искать станцию и опять пошли по навигатору. Станция оказалась через полкилометра. Какое счастье, что наш 25-килограммовый багаж мы с собой в отель не брали!
На станции висело замечательное табло, на котором было указано, сколько остается до прихода поезда. Когда время истекало, что-то сообщалось по турецки и вместо поезда снова начинался отсчет. На станции мы простояли 35 минут и, когда я уже намылился искать такси, наконец подошел поезд. Естественно в него мы все набились как шпроты в банку не смотря на то, что было 11.40 ночи.

В результате времени продать мой проездной не осталось, так что если кто-то из читающих блог едет в Стамбул- приходите, я вам его просто подарю.

На регистрации нам с Алкой дали билеты в разные ряды. Девушка из Эйр Франс, оформлявшая посадочные талоны из Стамбула до Москвы от имени Аэрофлота, сказала, что во всем самолете не было мест рядом. Кстати, она нам сразу выдала посадочные талоны на разные ряды и в самолете Москва- Омск и, поэтому я понял, что она нагло лжет (чтобы за сутки до вылета все в Омском самолете зарегистрировались- херня!) - ей просто не хотелось переключаться в другую вкладку программы, где запрашиваются места рядом. Дополнительным подтверждением этому оказались Алкины соседи – у нее было кресло посередине, а у двух ребят, летевших вместе, оказались места слева и справа от нее- тоже им эта щучка посодействовала. Удалось местами обменяться, так что все хорошо закончилось.

Жратву в Аэрофлоте, как ни странно мне дали кошерную- приличную, но мало, а вот Алкину вегетарианскую сделали абсолютно безвкусной. Да, здесь вам не тут! Родиной повеяло…

• ИТОГИ

За 84 дня путешествия совершено 23 перелета, 5 переплывов, 16 переездов автобусом, 2-поездом, 7-автомобилем. Получены уйма удовольствия и новых…

• ЛИССАБОН

Ну что сказать за Лиссабон? Очень красивый и удобный для жилья и туристов город. Для нас он был промежуточной транспортной точкой, но полтора суток,…

• ПАНТАНАЛ-ПОРТО-ЖОФФРЕ

В Порто-Жоффре нас ждала экскурсия по реке (Sao Lourenco) в поисках ягуара. Мы знали, что в это время года шансы увидеть ягуара минимальны (мокрый…